ЭТО ИНТЕРЕСНО

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ > Не роскошь, а средство передвижения

Начиная публикацию статьи об ортопедической обуви,стельках-вкладышах, туторах, являющихся эффективным средством реабилитации, мы надеемся, что тема эта будет интересна не только родителям, но и специалистам. Сразу обозначим, что статья основана на собственном опыте автора, протезиста-ортопеда, давно и успешно работающего в детской ортопедии нижних конечностей, и отражает ее личное отношение к проблеме и путям ее решения.

 

Опорно-двигательный аппарат (ОДА) человека представляет собой сложный механизм, элементы которого, соединенные суставами, совершают бесчисленное количество движений.

При этом у людей нет за спиной ни крыльев, ни моторчика с пропеллером. Природа поставила человека в вертикальное  положение и обязала стоять, ходить, бегать на нижних конечностях—ногах. Передвигаясь, человек перебрасывает массу своего тела попеременно с одной стопы на другую. Причем, делает это ежедневно в течение всей своей жизни сотни и тысячи раз.

Нетрудно представить, насколько сложную и тяжелую работу вынуждены выполнять структуры нижних конечностей, прежде всего, стоп и голеностопных суставов, ведь в сравнении с массой и объемом основной части тела, стопы имеют весьма скромные параметры. У детей эта разница еще более очевидна, да и структуры растущего детского организма не так сильны и надежны как у взрослых.

А если человек тяжело болен? Если, к тому же, это ребенок, стремящийся к активным движениям, но механизм его ОДА ослаблен, неадекватно функционирует?

Пытаясь облегчить процесс ходьбы, такой ребенок направляет огромные усилия на координацию движений. Выполнение опоры сопровождается сложными, далекими от нормы компенсаторными движениями, в которых чрезмерно активно участвуют не только стопы, но все части тела: голова, туловище, руки, колени, голени. Постепенно под воздействием избыточных и неестественных нагрузок кости, связки, сухожилия, мышцы ОДА, и, в первую очередь, структуры стоп и голеностопных суставов подвергаются необратимым патологическим изменениям.

Именно поэтому при заболеваниях ОДА, тем более, тяжелых форм, необходимо применение специальных методов и средств реабилитации, среди которых непременно должны быть ортопедические изделия для ног. При этом изделия качественные, в которых ребенок без чрезмерных усилий, в состоянии комфорта мог бы максимально корректировать свою походку, приближая ее к походке здорового человека.

К сожалению, в России уже лет двадцать острейшим образом стоит вопрос качества ортопедической обуви, ортопедических стелек, туторов для детей, о чем родители знают не понаслышке. У врачей и родителей давно не вызывает энтузиазма отсутствие положительных реабилитационных результатов от применения детьми отечественных ортопедических изделий для ног. Поэтому считаю нелишним показать, какими детские ортопедические изделия быть не должны.

На Фото 1 изображен ребенок с диагнозом ДЦП, демонстрирующий действие специального вакуумного костюма. При этом ребенок обут в ортопедическую обувь, которую никак нельзя считать действенным средством реабилитации. Если в положении «стоя» ребенок не в состоянии выпрямить ноги в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах, он не сможет сделать этого и при ходьбе. Мягкие задники ботинок гнутся и не фиксируют голеностопные суставы в нужном положении. В такой обуви ребенок обязательно будет шагать с носка на пятку, а не с пятки на носок, как должно быть в норме. Стоит ли ожидать высоких реабилитационных результатов от занятий в спецкостюме, если при этом ребенок применяет обувь, конструкция которой не обеспечивает компенсацию утраченных функций нижних конечностей?

Фото 1

На Фото 2 и 3 образец ортопедических ботинок, изготовленных одним из московских ортопедических предприятий для ребенка с диагнозом ДЦП. Ребенок, для которого были изготовлены эти ботинки, имеет патологию ОДА, при которой ходьба происходит с опорой исключительно на передние отделы стоп и при этом с основной нагрузкой на 3-4-5 пальцы. Первое, что мы видим на этих фото, - отсутствие следов потертости на значительной площади подошвы и очень сильная изношенность подошвы с наружной стороны её переднего отдела. Второе— нежесткий, легко сгибаемый задник. Кроме того, высота каблука существенно больше нормы, что является провокацией к хождению ребенка на передних отделах стоп. Понятно, что ботинки, сконструированные без учета ортопедических проблем конкретного ребенка, не только не могут служить средством реабилитации, но являются откровенным браком», несущим вред пациенту. К сожалению, это достаточно характерно для ортопедической обуви, в которую уже много лет обувают наших детей ортопедические предприятия России.

Фото 2 и 3

На Фото 4 представлены образцы ортопедических стелек, вкладываемых в ортопедическую обувь, которые были изготовлены как индивидуальные для конкретных детей, в т. ч. детей-инвалидов. Видно, что стельки похожи как близнецы. Они не имеют ни признаков индивидуальности, ни, тем более, признаков сложности. В качестве единственного ортопедического элемента у них имеется выкладка внутренних продольных сводов. Такое впечатление, что стельки выполнены не для детей, а для пожилых пациентов, имевших единый диагноз—продольное плоскостопие.

Фото 4

Ботинки, сконструированные без учета ортопедических проблем конкретного ребенка, не только не могут служить средством реабилитации, но являются откровенным браком, несущим вред пациенту.

Материалы, из которых стельки изготовлены, не обладают необходимыми свойствами, позволяющими придавать стелькам упругость, формоустойчивость, способность при нагрузке удерживать детские стопы в положении коррекции патологических состояний. Часть этих стелек изготовлена из ненатуральных материалов, детские стопы в них потеют. К сожалению, отечественные производители комплектуют подобными стельками абсолютное большинство детской ортопедической обуви, включая индивидуальную, предназначенную для детей-инвалидов.

На Фото 5, 6 и 7 представлены туторы на голеностопные суставы. В конструкциях туторов вместо коррекции патологии, наоборот, зафиксированы имевшиеся у детей ортопедические проблемы. Эти изделия, при изготовлении которых были нарушены элементарные медицинские требования к процессу выведения детских стоп из дефектных состояний, также являются откровенным браком.

Туторы на голеностопные суставы

Не получая с раннего детства полноценной ортопедической помощи, взрослеющие дети вынужденно снижают двигательную активность. Многие из них, облегчая условия своего существования, предпочитают передвижение на коленках или в инвалидной коляске. В результате длительной неподвижности в тканях нижних конечностей замедляется процесс выработки синовиальной жидкости - своеобразной смазки, питающей хрящи и уменьшающей трение в полости суставов. Уменьшение опорных нагрузок на стопы ведет к недоразвитию и атрофии мышечной и костной ткани ног. В отсутствии активной работы мышц не происходит нарастание костей, а во взрослом возрасте наступает их постепенная деградация («усыхание» и необратимые деформации). Очевидно, что изготовление для детей низкокачественных ортопедических изделий недопустимо.

Задача детской ортопедии заключается в обеспечении детей высококачественными медицинскими средствами реабилитации. Это непросто, но достижимо. Цель оправдывает средства. У грамотно ортезированных детей, особенно малышей (примерно от 1,5 до 5 лет), идет активный процесс нормализации и развития не только моторики движений, но также интеллектуальных и речевых возможностей.

Надежные и, при этом, комфортные средства коррекции и фиксации, детские ортопедические изделия для ног:

  • способствуют уменьшению нагрузок на структуры ОДА при стоянии и ходьбе, облегчению процесса удержания тела в вертикальном положении;
  • предупреждают формирование необратимых функциональных и анатомических изменений стопы, голеностопного сустава, в целом ОДА;
  • создают предпосылки к восстановлению, нормализации функций ОДА.

Основные условия изготовления высококачественных детских ортопедических изделий:

  • высокий уровень профессионализма исполнителей на всех этапах обслуживания пациентов;
  • стремление исполнителей к достижению максимальной степени индивидуализации изделий с учетом ортопедических проблем пациентов;
  • использование материалов не просто высококачественных, но обладающих соответствующими функциональными, гигиеническими, эксплуатационными свойствами.

Вопросы, о которых пойдет речь ниже, помогут родителям разобраться в состоянии ОДА их ребенка, а также дадут наглядное представление о конструктивных и иных особенностях ортопедических изделий для стоп, которые ребенку нужны, и применение которых будет действительно способствовать эффективной реабилитации. Вооруженные знанием, родители смогут достаточно грамотно оценивать уровень качества ортопедических изделий и предъявлять изготовителям соответствующие требования.

Но об этом мы поговорим в следующем номере.


02.04.2012

Copyright (C) 2012 ООО "ОРТО-ЛЮКС" | Создание сайта - Celebris
Яндекс цитирования Rambler's Top100