ЭТО ИНТЕРЕСНО

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ > Секреты правильной обуви

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА), особенно у детей, необходимо особое отношение к изготовлению обуви и прочих ортопедических изделий. Для них ортопедические изделия должны быть не просто одеждой для ног, но служить полноценным медицинским средством – средством эффективной реабилитации. (Начало см. в №2 и №3)


Давайте рассмотрим несколько конструкций детских индивидуальных ортопедических изделий. Ботинки, которые вы видите на фото 1, были изготовлены для 2-летней девочки. При поддержке родителей она могла выполнить несколько шагов, опираясь на внутреннюю сторону передних отделов стоп. В положении «стоя» с опорой на всю стопу наблюдалось отведение пяток кнаружи, сопровождаемое заваливанием стоп вовнутрь в задне-среднем отделе (плоско-вальгусные стопы), а также отведение передних отделов стоп относительно отделов задних.

Фото 1. Детские ботинки

Конструкция ботинок была максимально индивидуализирована с учетом анатомических особенностей и ортопедических проблем ребенка, в т.ч.:

  • ботинок имеет в высоту около 13 см. т.е. более чем две высоты пятки. Вообще, детские ортопедические ботинки должны быть достаточно высокими, при необходимости они могут достигать высоты на уровне наиболее широкой части голени;


  • шнуровка в ботинке начинается очень низко, на уровне линии, отделяющей пальцы стопы от ее основной части. При такой шнуровке мы имеем возможность выполнять утяжку, способствующую полноценной фиксации стопы внутри ботинка. Нужно добавить, что если обувь шьется для детей более старшего возраста, то в дополнение к шнуркам на ботинках обязательно ставятся ремни с оборотной рамкой на застежке «липучке». Один ремень должен охватывать голень выше уровня лодыжек, а другой ремень должен утягивать стопу ниже места перегиба стопы и голени;


  • ботинок имеет изготовленный из натуральной кожи высокий задник (на уровне высоты ботинка) и настолько жесткий, что под тяжестью тела ребенка он не ломается в области голеностопного сустава. В результате, стопа ребенка, стремящаяся к выполнению шага с первоначальной опорой на пальцы, принуждается к ходьбе «с пятки на носок». Вдоль длины стопы длинные крылья задника доходят до носка, что придает конструкции ботинка дополнительную прочность. Следует сказать: если у ребенка не обнаружены значительные нарушения функций стоп, если он ходит нормально, с первоначальной опорой на пятки, то обувь с завышенными задниками может нанести вред. В норме ноги при ходьбе должны иметь возможность легко, без принуждения сгибаться в голеностопных суставах;


  • ботинок имеет жесткий подносок, оберегающий передний отдел стопы ребенка от травм. Вообще, в детской ортопедической обуви, применяемой при сложных и тяжелых патологиях, носочная часть может быть и закрытой, и открытой. Однако при открытой носочной части особое значение имеет способ крепления обуви на стопе. Применение шнурков в обуви с открытой носочной частью крайне неэффективно. Шнурки имеют свойство растягиваться, и поэтому они не способны удерживать стопу в состоянии полноценной фиксации, особенно на фазе опоры стоп на передние отделы. В обуви с открытой носочной частью правильными застежками следует считать ремешки на пряжках или на «липучках» с оборотной рамкой, расположенные на стопе и голени в три или четыре ряда в зависимости от размера обуви;


  • большое значение в конструкции детской ортопедической обуви имеет положение ее носочной части. Стандартная детская обувь, особенно обувь для малышей, в основном изготавливается с носами, развернутыми внутрь. Объяснение этому кроется в следовании конструкторов признакам естественной физиологии маленьких детей, у которых и после рождения стопы некоторое время остаются в положении легкого разворота внутрь,— как бы «косолапят». Однако, что бывает хорошо для здоровых детских стоп, то недопустимо при наличии сложных ортопедических патологий. С целью коррекции патологического состояния «приведения» или «отведения» передних отделов стоп относительно задних отделов, при изготовлении детской ортопедической обуви применяются специальные ортопедические колодки. Носочная часть этих колодок имеет спрямленное положение относительно задних отделов. В ортопедии такие колодки называются «прямыми», а обувь «варусной»;


  • с целью выведения стопы ребенка из состояния завала на внутреннюю сторону, подошва в ботинке с внутренней стороны приподнята за счет ее утолщения в сравнении с наружной стороной подошвы. Соответственно, при заваливании стоп к наружной стороне, подошвы в обуви требуется делать выше также по наружной стороне;


  • подошва ботинка изготовлена из жесткой натуральной кожи и облегченной пористой резины. Подошва жесткая и несгибаемая по всей своей длине, но при этом она имеет достаточную толщину и в продольный профиль выполнена по типу «пресс-папье». Поэтому нога ребенка может совершать перекат стопы с пятки на носок легко и естественно, не перегружая в работе ахиллово сухожилие и структуры переднего отдела стопы;


  • в ботинке имеется каблук. В детской ортопедической обуви факт наличия каблуков, а также их высота играют особую роль. Например, при рекурвации коленных суставов, а также при плоско-вальгусных пятках в сочетании с отведением передних отделов стоп, каблуки в обуви должны быть обязательно. И, наоборот, при эквино-поло-варусных деформациях каблуки в обуви для детей и подростков должны быть минимальной высоты (не более 1 см), а в обуви для малышей отсутствовать вообще.


Следует особо остановиться на том, что ортопедическая обувь может быть полноценным средством реабилитации только в комплекте с ортопедическими вкладышами, находящимися в непосредственном контакте со стопой. К сожалению, в последние годы оказалось приниженным значение ортопедических стелек-вкладышей. Изготавливая вкладыши упрощенных моделей, производители практически игнорируют факт, что стопа человека — это сложная объемная конструкция, притом, подвижная, меняющая в движении свою конфигурацию. За годы работы протезистом-ортопедом я убедилась, что даже при сложных и тяжелых патологических состояниях детских стоп, ортопедические стельки-вкладыши в состоянии играть особую, нередко решающую роль в получении положительных реабилитационных результатов. Однако для этого в конструкциях вкладышей необходимо в максимальной степени учитывать сложности ортопедических проблем маленьких пациентов.

По моим наблюдениям, из 15-20 моих пациентов, применявших ортопедическую обувь разных производителей, только один действительно нуждается в индивидуальной ортопедической особо сложной обуви. Остальным пациентам в качестве полноценных альтернативных вариантов я предлагаю изготовление ортопедических вкладышей различной сложности, применяемых в стандартной обуви.

Применяя собственные оригинальные конструкторско-технологические разработки и используя в работе соответствующие материалы, я изготавливаю для своих пациентов максимально индивидуализированные ортопедические изделия, непосредственно прилегающие к поверхности стоп и боковой поверхности нижней части голеней. Эти изделия-вкладыши представляют собой оригинальный модельный ряд функциональных конструкций от достаточно простых до особо сложных. Это ортопедические стельки, стельки-туторы, туторы. Применяя названные ортопедические вкладыши в стандартной обуви, дети-пациенты показывают очень хорошие реабилитационные результаты (Фото 2 и 3).

Фото 1. Детские ботинкиФото 1. Детские ботинки

В отдельных случаях достаточно не изготавливать ортопедическую обувь, а произвести соответствующий ортопедический ремонт стандартной обуви. На Фото 3 вы видите, что подошва левого ботинка имеет одинаковую толщину по всей поверхности, что требовалось при наличии у ребенка эквино-поло-варусной стопы.

На Фото 4 и 5 вы видите вкладыши в комплекте с индивидуальной ортопедической обувью.

Фото 4. вкладыши в комплекте с индивидуальной ортопедической обувьюФото 5. вкладыши в комплекте с индивидуальной ортопедической обувью

Особенно актуальным оказалось применение стелек-вкладышей и туторов-вкладышей в стандартной обуви для подростков и молодежи, не желающих носить ортопедическую обувь.

На рисунке представлен пример ортезирования подростка с оперированной правой эквино-поло-варусной стопой. Ребенок на протяжении 4 лет исключительно эффективно применяет в стандартных кроссовках тутор с элементами максимальной коррекции патологии.

Пример ортезирования подростка с оперированной правой эквино-поло-варусной стопой

При изготовлении индивидуальных изделий, непосредственно прилегающих к стопе, в качестве основы ортопедических вкладышей  используются  полуфабрикаты из натуральной пробки с латексом известного немецкого производителя. Профилированная внутренняя форма стелек-полуфабрикатов выполнена с учетом анатомического строения стоп человека. Полуфабрикаты имеют высокий бортик по типу «чашки», за счет чего создается устойчивая опора не только нижней, но и боковой поверхности стоп в заднем и среднем отделах (Фото 6).

Конструкции наших индивидуализированных вкладышей (стелек, туторов) комплектуются соответствующими корригирующими элементами (супинаторами, пронаторами, деталями для компенсации укорочения стопы и т.п.), обеспечивающими необходимую степень коррекции и гиперкоррекции патологических состояний различных отделов детских стоп.

Что такое супинаторы и пронаторы? Применительно к ортопедии супинатор обозначает корригирующую деталь, при помощи которой можно приподнять и подпереть стопу при ее заваливании на внутреннюю сторону, а пронатор, соответственно, обозначает элемент, предназначенный для выведения стопы из положения заваливания на наружную сторону.

С целью удержания в нужном положении голеностопных суставов, ортопедические вкладыши изготавливаются с боковыми и круговыми поддержками различной конструкции и высоты. На боковые поддержки используется обработанная особым способом жесткая натуральная кожа. Благодаря своим физико-механическим свойствам, готовые вкладыши являются не только средством коррекции и фиксации, но также своеобразными тренажерами, способствующими нормализации функций стоп и в целом ОДА пациентов. Вкладыши получаются физиологичными, легкими, комфортными, гигиеничными, с хорошими эксплуатационными свойствами. В процессе носки они естественным образом дополнительно подформовываются под анатомические особенности стоп, но при этом сохраняют изначально заданные коррекционные качества.

Применяя корригирующие элементы при ослабленном тонусе мышечно-связочного аппарата, мы компенсируем недостаток живых сил организма, помогаем пациентам справляться с избыточными нагрузками. При гипертонусе ОДА индивидуальные корригирующие приспособления оказывают необходимое противодействие неадекватным реакциям отделов нижних конечностей. Вообще, при всем очевидном многообразии возможных вариантов коррекции патологических состояний стопы, принцип коррекции основан на том, чтобы приводить стопы к анатомической и функциональной норме.

Среди разработанных мной изделий имеется оригинальная конструкция, сочетающая функциональные качества вкладышей, плотно прилегающих к поверхности ног, с качествами ортопедической обуви. Эти изделия изготавливаются нами для детей, начиная с 4-5-месячного возраста (Фото 7). Они одобрены многими детскими врачами (ортопедами и неврологами) в качестве высокоэффективного средства реабилитации и пользуются особым спросом среди пациентов.

Фото 7.

Нередко ко мне обращаются пациенты по поводу внесения изменений в изделия других производителей. Например, периодически приходится дорабатывать конструкции аппаратов в части их контакта со стопой. Я уже давно обратила внимание, что при конструировании аппаратов, особенно для маленьких детей, наименее ответственно производители подходят к моделированию опоры для стоп. На Фото 8 опорные детали для стоп выполнены в виде достаточно бесформенных корытец, в которых стопы ребенка никак не могут быть выведенными в положение нужной коррекции и зафиксированными. На Фото 9 те же корытца, превращенные в процессе реконструкции в полноценные ортопедические изделия: с фиксацией на стопах, компенсацией укорочения, коррекцией завалов наружу эквиноварусных стоп.

Фото 6, 8 и 9

В заключение хочу привести историю одного моего пациента. Это мальчик 5 лет, который до весны 2008 г. практически не ходил и с трудом мог стоять на наружных сторонах стоп, размер которых соответствовал размеру стоп 2-летних детей. При этом у него уже начали формироваться серьезные анатомические изменения суставов стоп. Ортезированный изделиями, аналоги  которых описаны выше, ребенок практически за полгода встал на ноги. Ему очень нравится ходить и бегать. К сожалению, у ребенка тяжелое поражение структур нервной системы из-за спинномозговой грыжи, и он на всю жизнь обречен на применение ортопедической обуви. Тем более важно, чтобы этот малыш и в дальнейшем обеспечивался качественными ортопедическими изделиями.

Надеюсь, что тема, которую мы затронули, будет иметь продолжение в откликах и комментариях родителей, специалистов и государственных лиц, ответственных за ортопедическое обеспечение детей. В детской ортопедии нижних конечностей, являющейся сегодня одним из наиболее отсталых направлений отечественной медицины, накопилось множество проблем, требующих комплексного подхода и незамедлительного решения на федеральном уровне.

Очень хочется надеяться, что в этом году, объявленном «Годом равных возможностей», соответствующие структуры Минздравсоцразвития РФ проявят, наконец, истинное внимание к проблемам обеспечения детей с заболеваниями ОДА высококачественными ортопедическими изделиями.


11.04.2012

Copyright (C) 2012 ООО "ОРТО-ЛЮКС" | Создание сайта - Celebris
Яндекс цитирования Rambler's Top100